Ту би-Шват

Эпиграф

Думать о будущем

Человек трудится не только для себя. 
Однажды старик сажал в своем саду дерево. Как раз в это время мимо проезжал царь и спросил: 
— Что ты сажаешь, старик? 
— Рожковое дерево, — отвечал тот. 
— А скоро ли это дерево принесет плоды? 
— Через семьдесят лет. 
Удивился царь и рассмеялся: 
— Неужто ты надеешься дожить до того дня, когда можно будет отведать плодов? 
— Нет, не надеюсь, — сказал старик. – Но я ел плоды с того дерева, которое посадил мой дед. А мои внуки будут есть плоды с этого дерева. 
Герой этой мудрой притчи говорит нам: человек трудится не только для себя, но и для будущих поколений. В самом деле, посмотрите вокруг – почти все, чем мы сегодня пользуемся, создали люди, жившие прежде нас. 
Сажая дерево или совершая какое-то другое доброе, полезное дело, мы, тем самым, выражаем свою любовь к Творцу и Его Творению – вселенной.

Картинка 51 из 319Источники: Элияу Китов. Книга нашего наследия, глава девятая

8 февраля (а точнее вечером 7-го) 2012 года наступил веселый день Ту би-Шват.

Каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата — Ту би-Шват (Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать).

1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.

1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.

Как известно, каждое десятое из родившихся в этом году кашерных для еды домашних животных передо вал ось Храму; эта десятина называласьмаасер бгема. Все животные, родившиеся до первого Элула, относились к одному году и маасер от них должен был отделяться отдельно; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и их маасер был уже десятиной следующего года.

Животные, родившиеся до первого Элула, не могли передаваться Храму с тем, чтобы выкупить животных, родившихся после этой даты — и наоборот.

1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира; в этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, первое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты («саббатических лет», когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля(«пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам), а также орлы (трехлетнего срока, в течение которого запрещено использовать каким бы то ни было образом плоды молодого дерева) и маасерот, относящихся к овощам и зерновым культурам.

Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.

Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим,левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).

Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасеротплодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.

Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

Еврейские мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».

Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.

«Новый год» – в будний день


Хотя Ту-бишват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе – вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.
Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу – не читают Ав арахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).
В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шэехеяну («Давший нам дожить»)…
Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых
деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): «Господь Бог твой ведет тебя…в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока».

Картинка 45 из 1912
Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего – для евреев Израиля.
Насладившись плодами Эрец Исраэль, произносится благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем просят Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он праотцев Авраама, Ицхака и Яакова.
Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту-бишват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день евреем необходимо молиться за них.
Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь
мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний – поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.

Перед тем, как съесть плод фруктового дерева, – будь то в середине трапезы или нет – необходимо произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева». Никакое другое благословение не может его заменить – даже благословение на хлеб, с которого мы начинаем трапезу.
Тот, кто собирается съесть несколько видов фруктов, должен начать с самого важного из них и, разумеется, произнести благословение именно на него. Фрукты, которыми славится Эрец Исраэль, являются более важными, чем все остальные. Сами они располагаются в порядке важности следующим образом: оливки, финики, виноград, инжир, гранаты. Критерием важности является близость названия плода к слову «земля» в стихе Торы (Дварим, 8 – «…в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока»). В любом случае, благословляют (и едят первым) самый важный из имеющихся плодов.

Традиционно на праздник Ту би-Шват вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на столе — множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином.

Есть обычай есть в Ту-Бишват 15 видов фруктов – по числу 15-ти дней, отделяющих этот день от начала месяца шват. Другой обычай — есть именно те семь плодов, которыми славится Страна Израиля.

Однако у многих евреев, на столах появляется до пятидесяти видов плодов — и свежие, и сухие, и консервированные, и в виде варенья. Но, тем не менее, следуя указаниям Мишны, все благословения произносят именно над плодами, которыми славится Страна Израиля. Согласно Галахе, плоды, что упомянуты в Торе раньше, считаются более ценными, чем те, что упомянуты позже, и поэтому именно над ними произносится благословение (см. выше цитату из Дварим, 8:7-10). Таким образом, трапезу начинают с пшеницы в виде изделий из муки, каши и поджаренных пшеничных зерен.

Праздничные трапезы проводятся в кругу семьи, в синагогах и других общественных местах и сопровождаются пением, весельем и зажиганием праздничных свечей.

Традиция есть  сухофрукты.

Данная традиция рождена и здравствует, по сей день в странах, где живет иудейская диаспора. Дабы поддерживать связь с Эрец Исраэль и хоть каким-то образом праздновать Ту би Шват, решили жители диаспоры как минимум есть от плодов фруктовых деревьев растущих в стране Израиля. Так как в тот момент не было ни холодильников, ни самолетов, то фрукты  елив сухом их виде. Ныне желающие едят сухофрукты, а другие покупают свежие.

Какие из сухофруктов принято есть на Ту би Шват?
Миндаль, сушеные финики, инжир, курагу, сливы, изюм, плоды рожкового дерева (харув). Многие к этим семи добавляют еще различные, что бы получить число 15, число в которое празднуется Ту би Шват.

Картинка 135 из 1912

Видео смотреть!

[Image]

Обалденной подборкой музыки Ту би-Швата наслаждаться тут!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s