Шмини Ацерет и Симхат Тора

 

Posted on 20.10.2011 by yatut

 

По материалам сайтов:

http://www.evrey.com/

http://chassidus.ru/

Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет и Симхат-Тора (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2011 году выпадает на 20-21 октября).

В Торе сказано, что на восьмой день от начала Сукот будет у нас еще один отдельный, самостоятельный праздник. Его название — — шмини ацерет – показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет).

Кого задержали и зачем? Учителя народа – хахамим – приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания, царь сказал: «Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста, задержитесь еще на один день».

Так и в Торе говорится: «На восьмой день будет у вас праздник».

Будучи, в принципе, совершенно независимым от Суккот праздником со своими молитвами и обычаями, Шмини Ацерет все же имеет один общий с днями Суккот элемент: в молитвах и благословениях этого дня мы называем его  (зман симхатену) – время нашей радости. То же говорится и во все дни праздника Суккот.

Продолжая нашу притчу о царе, можно сказать, что дети не только согласились остаться у него, но и добавили к продолжающемуся пиру что-то от себя, чтобы сделать его еще более веселым и радостным.

В диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини-Ацерет и молитве о дожде, а второй день – целиком празднику Симхат-Тора.

Тфилат hа-Гешем,  молитва о дожде: Еще во времена существования Храма в этот день совершался обряд возлияния воды на жертвенник, который сопровождался просьбами о даровании израильтянам дождя. И в наше время, начиная с праздника Шмини Ацерет и в течение всей зимы, в синагогах читают особое прошение о ниспослании дождя на год.

Йизкор, поминальная молитва, произносится на Йом Киппур, на Песах, на второй день Шавуот и в день Шмини Ацерет. Обычай поминать души покинувших нас впервые упоминается в Мидраше (Псикта 20), где говорится о спасении душ молитвой и благотворительностью. Поскольку наиболее подходящим днем для прочтения молитвы Йизкор считается последний день праздника, именно Шмини Ацерет, а не Суккот, был избран для вознесения поминальной молитвы.

Симхат-Тора: Об этом празднике Тора не упоминает, но Галаха предписывает: «…празднуют день окончания чтения Торы». По обычаю в этот день мы совершаем «гакафот» -праздничное кружение вокруг «бимы» в синагоге. «Гакафот» устраивают вечером, после «Маарива», и утром, после чтения «Галеля».

Тора состоит из пяти книг, из 54 «еженедельных глав» ( — парашат а-шавуа). Каждую субботу в синагоге (а в течение недели евреи – дома) читают еженедельный отрывок. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе).

Некоторые законы и обычаи Шмини Ацерет и Симхат Тора

  • Зажигание свечей – как перед наступлением субботы и других праздников.
  • Вечером в синагоге после праздничной молитвы (маарив) выносят из  (арон а-кодеш) – места хранения свитков Торы (самое святое место в синагоге) – все имеющиеся свитки и устраивают торжественную процессию-хоровод вокруг зала синагоги – с песнями и танцами и с Торой в руках. Процессию повторяют семь раз – так что многие, если не все, имеют почетную возможность пройти круг со свитком Торы.
  • Вечером – праздничная трапеза (ее обычаи – как в первый день праздника Суккот).
  • Утром после праздничной молитвы – шахрит – снова торжественная процессия, песни и танцы, а потом – очень торжественное и очень праздничное завершение чтения Торы. При этом если в обычную субботу вызывают к чтению Торы только взрослых (и мальчиков с 13 лет), то в этот день вызывают всех детей, и можно представить себе их радость.
  • Немедленно начинают читать первую еженедельную главу ( — Берешит, «В начале…»).
  • Днем – последняя праздничная трапеза.
  • Вне Израиля, где наши учителя установили традицию день полного праздника (, йом тов) отмечать два дня, содержание первого дня Шмини Ацерет не включает специфики Симхат Тора, а все обычаи Симхат Тора приходятся на второй день Шмини Ацерет.

На этом и заканчивается период «осенних праздников». Следующий праздник – Ханука – через два месяца.

Заканчивается чтение Торы ее последними фразами: «И не было пророка подобного Моше [Моисею], который… совершал [подвиги и чудеса] перед глазами всего Израиля».

И начинается чтение Торы ее первой фразой:

«В начале сотворил Всевышний небо и землю…».

Это Видео про Шмини Ацерет

Это Видео про Симхат Тора

Молитва о дожде (Тфилат  hа- Гешем) — аудиоЕще аудио на эту тему.

Тфилат  hа-Гешем  (текст)

Вспомни праотца Авраама, увлеченного Тобой, как течением воды,
Ты благословил его, чтобы он был, как дерево, посаженное у потоков вод.
Ты его охранял и спасал от огня и воды.
Ты являлся к нему, когда он сеял у воды.
Ради него не откажи в воде.

Вспомни Ицхака, о рождении которого было извещено, когда Авраам сказал: «Возьмите немного воды».
И ты приказал его отцу закалать его, пролив его кровь, как воду.
Также и он всегда был готов излить свое сердце, как воду.
Копал он и искал колодцы с водой.
Ради праведности его даруй обилие воды.

Вспомни Иакова, который с помощью посоха перешел воды Иордана.
Собрав силы, он отвалил камень от источника воды.
Он боролся с ангелом, созданным из огня и воды.
Потому Ты обещал ему быть с ним в огне и воде.
Ради него не откажи в воде.

Вспомни Моисея, который в тростниковом ковчеге был извлечен из воды.
О нем говорили: «Он начерпал воды и напоил овец».
В то время избранные Тобой жаждою томились,
Он ударил по скале, и потекла вода.
Ради праведности его даруй обилие воды.

Вспомни Аарона, который служил в Храме и пятикратно окунался в воду во время службы,
Он омывал руки, освящая их водой,
Возглашая закон, он кропил воду очищения,
Он удалялся от народа стремительно, как вода.
Ради него не откажи в воде.

Вспомни двенадцать колен, которые ты провел через расступившиеся воды,
Для которых ты усладил горечь воды,
Чьи потомки проливали за тебя кровь, как воду,
Воззри на нас, ибо бедствия объяли души наши, как вода.
Ради праведности их даруй обилие воды;
Ибо это Ты, Владыка, Господь наш, посылаешь ветер и даруешь дождь.l

Для блага, а не для проклятия. (Амен)
Для жизни, а не для смерти. (Амен)
Для изобилия, а не для оскудения. (Амен)
(Машив ха-Руах у-Морид ха-Гешем)

Дивная подборка аудио из разных стран на тему Суккот и Симхат Тора

А это видео, вернее фоторяд, наложенный на музыку по теме: как праздновали Суккот в Иерусалиме в 2009 году

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s