Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных…

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Будем праздновать 21 ноября

Сценарий праздника можно скачать тут (файл в формате Word):

Мы в этот день планируем делать ангелов из ткани и начать украшать квартиру уже в рамках зимней тематики. Отчет опубликую. Файл-подборка разных рукоделий на ангельскую тему можно скачать здесь. Заранее прошу прощения рукодельниц, на чьи работы не удалось сохранить ссылки. Основа этой подборки осталась с прошлого года в разделе «Поделки к Рождеству».

Информация о сути Праздника для родителей:

Закон Божий-Ангельский Мир – смотреть 

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета изобилует свидетельствами об участии ангелов в человеческой истории. Так, для охранения пути к дереву жизни, Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся» (Быт. 3,24). Ангел удержал руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака (Быт.22,15-17). Ангел сохранил жизнь умирающему от жажды Измаилу (Быт.21,17-19). Пророку Захарии несколько раз являлся ангел, передавая ему волю Божию и даже обращался к пророку с ходатайством о народе иу­дейском (Зах.1,9-19; 2,3; 3,3-6; 4,1-5). Приведенные примеры – это только незначительная часть многочисленных явлений и служения ангелов людям в Ветхом Завете.

На границе обоих заветов происходит явление архангела Гавриила священнику Захарии: «Тогда явился ему ангел Господень, стоя по пра­вую сторону жертвенника кадильного» (Лк.1,11).

И в Новом Завете неизменно продолжается служение и явление ан­гелов людям. Ангел возвестил Деве Марии чудесное зачатие Спасителя (Лк.1,26). Ангел повелел Иосифу с младенцем Иисусом и Его ма­терью бежать в Египет (Мф. 2,13). Во время гефсиманского борения Бог посылает изнемогающему Своему Сыну ангела, укрепляющего Его на начинающемся пути Страстей (Лк.22,43). Ангелы возвестили совершившееся воскресение Господне и Его славное вознесение (Ин.20,12; Деян.1,10-11). Кроме этого ангелы принимают участие в людских переживаниях и находятся в постоянном единении с Церковью Божией на земле (Лк. 15,10; 16,22; 1Петр.1,12; Евр.12,22).

Сам Спаситель упоминает об ангелах объясняя притчу о плевелах (Мф.13.37-39). А говоря о Своем вто­ром пришествии, Иисус Христос учил, что «Сын Человеческий приидет во славе Своей и Отчей и святых ангел» (Лк.9,26).

В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует и само их название «ангел» (греч. –angelos), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по апостолу Павлу, это «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14).

Предназначение ангелов для служения Богу и людям предполагает наличие в природе ангелов таких двух свойств как: разума и силы. В соответствии с этим Священное Писание,  святые отцы, а также литургические тексты употребляют по отношению к ангелам имена «умы» и «силы». Всем православным хорошо известны песнопения и богослужебные тексты: «Ныне силы небесные с нами неви­димо служат», «Господи сил с нами буди», «Да торжествует умов ес­тество» и другие. Понятие об «умах» и «силах» указывает и на другую сторону слу­жения ангелов. Они являлись исполнителями воли Божией в творении мира, ангелы исполняют волю Божию в промысле о мире, а также и во всем том, что касается суда над миром, наказания зла и поддержания доб­ра.

Священное Писание свидетельствует, что ангелов существует бесчисленное множество. Святитель Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала и власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их». Святитель Кирилл Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным, замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. Если написано «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан 7. 10), то не потому, что таково именно число, но потому, что Пророк не мог и сказать большего числа». Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения и другие силы,– пишет свт. Иоанн Златоуст,– которых мы не знаем по именам… Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые… неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово».

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят:

  • Серафимы,
  • Херувимы
  • Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения,Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина:

  • Господства,
  • Силы
  • Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина:

  • Начала,
  • Архангелы
  • Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Михаил Архангел

Архангел Михаил

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Архангел Михаил
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

Еще о Михаиле Архангеле

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».
Архангел Михаил
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

  • Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);
  • Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15);
  • Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20);
  • Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16);
  • Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;
  • Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий;
  • Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.

Источники:

http://izhiza.ru/2001_8/prazdnic/mixail_arx.htm

http://www.cxpx.ru/getContent.php?id=358

Иконография ангелов

По учению Церкви, Ангелы (от греч. — вестник) — существа одаренные бессмертием, свободной волей, высокими способностями и могуществом.

Ангелы — бесплотные духи и поэтому для людей невидимые.


Тем не менее, в Православной Церкви имеется очень развитая иконография ангельских чинов. Как изобразить то, что недоступно нашему физическому зрению? Возможно, ли это сделать живописными средствами? Ответ однозначен: да.

Изображения ангелов были известны еще в Ветхозаветной церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, но только лишь в Христианской Церкви (Нового завета) образ св. ангелов, божественных умов, по слову св. Дионисия Ареопагита, предстал во всей полноте и откровении Святого Духа.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:

  • крылья — символ быстроты и все проникновенности;
    посох — символ посланничества;
  • зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;
  • тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • “око” во лбу – символ все видения;
  • облик прекрасного юноши — символ совершенства.

Возникает вопрос: правомочна ли именно такая изобразительная символика и есть ли для нее основания?
Ответ дает нам Священное Писание, где ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении…

Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге “О небесной иерархии”, выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее — господства, силы, власти и, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы.
Первая триада — серафимы, херувимы и престолы — характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада — силы, господства и власти — подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада — начала, архангелы и собственно ангелы — характеризуется непосредственной близостью у человеку.

Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова.

Основные элементы иконографии ангелов

Основные элементы иконографии ангелов:

  1. крылья;
  2. нимб;
  3. долматика-мантия;
  4. гиматий-плащ;
  5. лор;
  6. слухи;
  7. зерцало;
  8. мерило;
  9. позем

Исходя из этих текстов, и сложилась иконография следующих ангельских чинов:

  • серафимы изображаются шестикрылыми,
  • херувимы — четырехкрылыми,
  • престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях — “…и, плеща их исполнена очес…” (Иез. 1,18).

Изображения Архангелов занимают особое место и в храмовой росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе (особенно Архангелы Михаил и Гавриил).

Фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост (например, как ангелов предстояния в иконостасе местного яруса и деисуса), и по пояс или оплечно (например, икона “Ангел златые власа”). Иногда изображаются ангелы и “все” вместе (например, икона Собор Архангела Михаила) или связанное с каким –то их явлением (например “Чудо архангела Михаила в Хонех”) и др.

Иконы ангелов можно часто встретить не только в храмах, но и в домах православных христиан, к ним мы обращаем свои молитвы как хранителям наших душ, как заступникам и оградителям от наветов, искушений и нападений, злых духов, как молитвенников за нас перед Богом.

Источник материала тут
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Тропарь и кондак слушать и смотреть тут
Величание
Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.
Для души:

Видеоряд к празднику

>Архангел Михаил (Музыка Р.Неврединова, стихи О.Борисова, исполняет Николай Караченцев)

Замечательный мультик. Этот сентябрьский праздник Архангела Михаила мы с детьми, к сожалению, упустили из виду.

Закон Божий-Ангельский Мир, (еще разок публикую ссылку на эту телепередачу)

А это ролик к, наверное, с церковной точки зрения спорному, но мною нежно любимому фильму «Майкл» с Джоном Траволтой

и англоязычный старенький трейлер к нему!

 21 ноября 2011 — фотоотчет о поделках:

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s