Рош hа-Шана. Еврейский Новый год

Новый 5772-й год от сотворения мира по еврейскому календарю, наступил с заходом солнца в среду.

Название праздника Рош hа-Шана переводится с иврита как «голова года». Он Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Считается, что в этот день, который чаще называют «шестым днем творения», Бог завершил сотворение мира и создал первого человека — Адама. В иудаизме Новый год празднуется с наступлением месяца тишрей два дня подряд и приходится на разные числа григорианского календаря. Торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, этой осенью — 28 сентября.

В этот день, по преданию, Бог создал Адама, и в этот же день Адам нарушил данный ему Всевышним запрет и был изгнан из Райского сада. С тех пор ежегодно в этот день Бог судит свои творения и предопределяет их судьбы на следующий год.

В Талмуде говорится, что в этот день все люди проходят перед Богом, словно овцы перед пастухом, пересчитывающим свое стадо. Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор. Существует предание, что в дни Рош hа-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого ‑ скитания, кого ‑ благополучие, а кого ‑ терзания, кому суждена бедность, а кому ‑ богатство».

Рош hа-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название «йом‑hа‑арихта» («один длинный день»), и в это время запрещена любая работа.

С Рош hа-Шана начинается десятидневный период ‑ «дни трепета» («йомим hа‑нораим»), который завершается Йом Кипуром ‑ днем всепрощения, искупления.

У верующих есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается и определяется судьба человека на ближайший год.

Поэтому главным в такое время является раскаяние каждого человека. В дни Рош hа-Шана иудеи одеваются в светлые нарядные одежды, молятся в синагогах и просят Всевышнего ниспослать им и их близким благополучие и радость. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает Рош hа-Шанаа в праздник, но не в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош hа-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве, чтению Псалмов Давида и изучению Торы.

В Рош hа-Шана иудеи обязаны слушать звуки, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслируемый с помощью электроники.

По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий. Звук шофара призывает к покаянию: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Во всех синагогах трубление устраивается после чтения Торы в каждый из двух дней праздника (приблизительно в 12 часов пополудни). Заповедь исполняется слушанием сочетаний трех видов звуков, извлеченных из шофара в определенной последовательности: ткиа (длинный звук), шварим (три звука средней длины) и труа (череда кратких звуков).

Достаточным считается услышать тридцать звуков, однако принято трубить в конце каждой службы 40 раз. До трубления произносятся два благословения: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам слушать звук шофара». Затем произносят другое благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени». После произнесения этих благословений и до конца трубления в шофар запрещается отвлекаться и разговаривать.


В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В семье честь внести в дом свет праздника отдается женщинам, хранительницам тепла и уюта еврейского дома. В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца, а в канун второго — после выхода звезд.

В первый вечер Рош hа-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда.

После окончания молитвы принято приветствовать друг друга: «Да будешь ты записан и подписан на добрый и счастливый год!».

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей. Дневная праздничная трапеза в Рош hа-Шана по своим традициям и обычаям не отличается от вечерней.

Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем (благословением праздника), произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша ‑ от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша ‑ днем, после молитвы и до заката.

После произнесения кидуша омывают руки и переходят к традиционным блюдам, названия которых связаны с пожеланиями на Новый год (симаним).

В дни Рош hа-Шана особое внимание уделяется всевозможным знамениям и природным катаклизмам. Раввины считают, что в эти дни знамения имеют особый смысл.

Во время вечерней трапезы, первой трапезы Нового года, принято есть сладкое. Во время праздника не едят ничего кислого или горького. Все блюда вечерней трапезы в Рош hа-Шана символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году.

На столе обязательно должна быть рыбья или баранья голова («чтобы мы были в голове, а не в хвосте», как сказано в Торе), овощи, фрукты (в надежде на обильный урожай), морковь, нарезанная кружочками (она напоминает золотые монетки, а это к богатству), круглая сладкая хала с изюмом (чтобы год принес здоровье и достаток), жирное мясо и различные деликатесы. Не принято есть орехи, так как их название на иврите связано со словом «грех». В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед ‑ чтобы год был «сладким» и счастливым.

Так же хорошим знаком считается  поедание граната, 613 зернышек ‑ столько же, сколько заповедей в Торе. Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза, тем слаще пройдет наступающий год.

По окончании трапезы проходит обряд «ташлих» («выбрасывание») ‑ верующие идут на берег реки или озера и там, встряхивая полы одежды, «вытрясают» грехи и поют псалмы, прося воду унести все их прегрешения за прошедший год. Все это совершается в память о словах, сказанных о Всевышнем пророком Михеем: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши».

Если первый день Рош hа-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.

В этот праздник дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко.
Рош hа-Шана, как и все еврейские праздники, заканчивается с появлением первых звезд.

Дорогие мои друзья, многочисленные очень и не очень еврейские, но очень родственники! Поздравляю Вас! Сладкого Вам Нового года!
Симпатичное видео по теме тут!