АФОРИЗМ ДНЯ

Для (про) тело:

Официальные праздники принуждают к веселью.

(Валерий Афонченко)

Если вы хотите,чтобы и на вашей улице был праздник,поселитесь на той улице,где уже есть праздник.

(Ефим Шпигель)

Праздник заканчивается, не календарно, допустим 5 января, а когда в доме не остается больше чистой посуды

(NoName)

Праздность более утомляет,чем труд.

(Люк де Клапье Вовенарг)

Чем меньше народу, тем больше праздник

(Л.Д. Ландау)

Для души: 

* * *

Это праздник. Розы в ванной.
Шумно, дымно, негде сесть.
Громогласный, долгожданный,
Драгоценный. Ровно шесть.
Вечер. Лето. Гости в сборе.
Золотая молодежь
Пьет и курит в коридоре.
Смех, приветствия, галдеж.

Только-только из-за школьной
Парты, вроде бы вчера,
Окунулся я в застольный
Гам с утра и до утра.
Пела долгая пластинка.
Балагурил балагур.
Сетунь, Тушино, Стромынка –
Хорошо, но чересчур.

Здесь, благодаренье Богу,
Я полжизни оттрубил.
Женщина сидит немного
Справа. Я ее любил.
Дело прошлое. Прогнозам
Верил я в иные дни.
Птицам, бабочкам, стрекозам
Эта музыка сродни.

Если напрочь не опиться
Водкой, шумом, табаком,
Слушать музыку и птицу
Можно выйти на балкон.
Ночь моя! Вишневым светом
Телефонный автомат
Озарил сирень. Об этом
Липы старые шумят.

Табаком пропахли розы,
Их из Грузии везли.
Обещали в полдень грозы,
Грозы за полночь пришли.
Ливень бьет напропалую,
Дальше катится стремглав.
Вымостили мостовую
Зеркалами без оправ.

И светает. Воздух зябко
Тронул занавесь. Ушла
Эта женщина. Хозяйка
Убирает со стола.
Спит тихоня, спит проказник –
Спать! С утра очередной
Праздник. Всё на свете праздник –
Красный, черный, голубой.

(Сергей Гандлевский)

Праздники — это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, да и всей жизни. Праздники не придуманы — они объективно необходимы как еда, сон, труд. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням. Автор около 15 лет подготавливает и проводит природные праздники. На основе накопленного опыта он считает, что на сегодняшний день Духовная Культура проведения праздников сильно деформирована, поэтому нуждается в активном изучении и возрождении.

По народным представлениям, чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России ХVIII—XIX вв. было много: сто сорок — стопятьдесят в году. Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания. Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. Многие из них имели так называемые предпраздники и попразднества. Предпраздник был необходим для создания у людей определённого психологического настроя на праздник. Попразднество решало задачу выведения человека из праздничного состояния в будничную, повседневную жизнь. Семейные торжества проходили обычно в течение одного дня. Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда.

В истории человечества феномену праздника при надлежит особая роль, ведь празднество — это важная изначальная форма человеческой культуры. Главная черта древнего празднества — его духовный и социальный характер — выражена, в терминах славянских народов, обозначавших праздники: “собор”, “собо-рище”, “собрание”, “сбор”; “толпище”; “сходбище”; “событка”, “собутка”, “соботка”, “субботка”; “куп”, “вкупе”, “купно”(“Купала”). Попытки определить феномен праздника, понять его роль в обществе пред принимались уже в античную эпоху (Геродот, Пла тон , Аристотель).

Владимир Иванович Даль в “Толковом словаре живого Великорусского языка” толкует слово Праздник как день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по слу чаю, относящемуся до места, до лица. В.И. Даль чёт ко разделяет праздники церковные, гражданские и го сударственные, причём отмечает, что существуют ещё и праздники местные, а также личные.
Самое точное определение праздника я нашёл в книге “Славянская мифология”, в статье С.М.Толстой:

«Праздник — одно из главных понятий народного календаря, “сакральное” время, противопоставленное повседневному, “профанному” времени будней. Различаются великие, большие и малые праздники. Праз дник отличается от будней запретом на все или неко торые виды работ, который вступает накануне, после захода солнца… Само понимание праздника как опасного для людей разрыва границы между “тем” и “этим” миром составляет элемент языческой карти ны мира. Все праздники, как большие, так и малые, считаются опасными…»

(Резунков Андрей Геннадьевич, старейшина общины “Крина”, доктор философии, г. Санкт-Петербург)