АФОРИЗМ ДНЯ

Для (про) тела:

Суккот: Четыре вида растений.

Каждый еврейский праздник содержит особую, только ему присущую энергию, направленную на помощь человеку в работе над теми или иными чертами характера и в развитии определенных аспектов его жизни.

Понять этот аспект праздника можно, просто заглянув в сидур. В сидуре праздник Суккот называется «зман симхатейну», то есть «время нашей радости». Суккот — это недельный мастер-класс по радости!

На семь дней мы покидаем наши дома с коврами и кондиционерами, и перемещаемся в маленький шалаш — в Сукку. Но как это может подарить нам радость?

Смысл заключается в том, что физические объекты, которыми мы себя окружили, не способны дать нам ощущение радости. Человек может жить в роскошном доме и быть абсолютно несчастлив. И он может жить в ветхом шалаше и быть экстатически счастлив. Ключ к радости — в успешных взаимоотношениях. Во взаимоотношениях с другими людьми, с самими собой и с Б-гом.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯС ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

Лулав учит нас, как получать радость от взаимоотношений (обратите внимание, что словом «лулав», обозначающим пальмовую ветвь, называют и букет из всех четырех видов).

Каббалисты объясняют, что четыре вида растений символизируют четыре типа евреев:

1. Этрог имеет вкус и запах и обозначает человека, знающего Тору и делающего добрые дела.

2. Адас (мирт) имеет запах, но несъедобен. Он символизирует человека, который делает добрые дела, но не учит Тору.

3. Лулав (пальма) имеет вкус, но не имеет запаха и обозначает человека, который знает Тору, но не делает добрых дел.

4. Арава (ива) не имеет ни вкуса, ни запаха и символизирует человека, который не делает добрых дел и не изучает Тору.

В Суккот мы берем все эти четыре вида и соединяем их. Лулав считается кошерным лишь тогда, когда в нем есть все четыре вида. Если хотя бы одного составляющего не хватает, это уже не лулав. Это учит нас тому, что мы должны смотреть на еврейский народ, как на общность, действующую совместно.

Возможно, есть люди, неприятные нам, не смотря на это, мы должны иметь с ними дело. Мы не можем просто выбросить конкретных людей из нашего мира или сказать, что они не принадлежат к нам. Человечество — одно невидимое объединение. Осознание этого факта — основа счастья, потому что, осознав, что все мы связаны, мы сможем быть более терпимыми и толерантными друг к другу.

Важно, что когда берут лулав, этрог держат рядом с ивой. Тот, у кого «больше всего» должен быть рядом с тем, у кого «меньше всего», чтобы оказывать на него максимальное воздействие.

Эта же идея находит выражение в заповеди приглашать в сукку гостей. Попробуйте в этом году пригласить на одного человека больше — возможно даже того, кого вы не очень хорошо знаете. Результат вас удивит!

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С САМИМ СОБОЙ.

Другая трактовка лулава содержится в «Сефер Баир», каббалистической книге дветысячилетней давности. Она описывает четыре вида как четыре части человеческого организма:

1. Этрог — сердце, обиталище наших эмоций.

2. Листья мирта по форме напоминают человеческий глаз.

3. Лулав — позвоночник, отвечающий за наши движения.

4. Арава — это губы, речь.

Чтобы достичь счастья, все человеческие органы должны действовать в унисон. Нельзя сказать одно, а почувствовать другое. Мы должны скоординировать наши чувства, действия, речь и внешний вид. Лишь тогда мы сможем достичь самоуважения и радости.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С Б-ГОМ.

Четыре вида растений связаны с четырехбуквенным именем Всевышнего.

Каждый день в молитве «Шма» мы говорим: «Б-г один». Что бы ни происходило в нашей жизни, плохое или хорошее, мы должны понимать,что это все от Всевышнего. Осознание этого помогает нам справляться с жизненными обстоятельствами. Полагаясь на единство Творца, мы приближаемся к достижению счастья.

Суккот дает нам возможность построить все эти взаимоотношения. Да сопутствует нам в этом успех!

Материал взят с замечательного англоязычного сайта: http://www.aish.com/h/su/

автор: Rabbi Shraga Simmons

перевод: Бэн Бликер

от меня: обязательно загляните в кулинарный раздел!

Для души:

Симхат Тора

От хоральной синагоги
По асфальтовой горе
Мы бредём путём пологим
Тихой ночью в октябреПеред ним стена, порог ли –
Лунный луч, как каллиграф,
Всюду ставит иероглиф,
В лужах пачкая рукав.Тень из тушечницы ночи
Кистью ловко подхватив,
Переводит в сучьев росчерк,
В дуг троллейбусных извив,

В пятна падающих листьев,
В соты кованых оград…
Без расчётливой корысти,
Отрешённо, наугад

Путешествует во мраке,
Сам себе собой светя,
И выписывает знаки
Вечной книги бытия.

И мы тоже попадаем
В этих странствий письмена
И в гигантов вырастаем,
Как в деревья – семена.

Семена те дали всходы
Приснопамятной порой,
Вдруг забытые на годы
Чувств изменчивой игрой.

Милосердная природа
Вновь одаривает нас:
Раньше радовались всходам,
Золотым плодам – сейчас.

(Лев Штальман)

Для духа:

Мир продолжает существовать благодаря трем вещам: изучению Торы, служению Господу и поступкам, полным любви и милосердия.

Пиркей Авот 1:2

Вот дела, за которые человек вознаграждается в этом мире и в мире грядущем: почитание отца и матери, поступки, полные любви и милосердия, достижение мира между ближними. Изучение Торы, однако, так же важно, как все три (эти добродетели) вместе взятые.

Мишна, Пea 1:1

Если человек изучает два параграфа закона утром и два вечером и работает весь день, можно считать, что он следует Торе в полном объеме.

Танхума Бешалак 20

Поскольку Тора учит нас, как надо жить, наиболее важно добиваться постоянства в ее изучении. Пока вы оставляете ежедневно время для изучения Торы, даже короткий промежуток времени, необходимый для осмысления двух параграфов, окажет на вас влияние.

Несмотря на эти высказывания о важности изучения Торы, другие раввины считали главной обязанностью еврея – благотворительность.

Тот, кто отвергает идолов, зовется евреем.

Вавилонский Талмуд, Мегилла 13а

Центральная идея Торы – это вера во всеобщего Бога и в идеал нравственности. Идолопоклонничество, для которого характерны не только множественность богов, но и отрицание универсальной морали, противоречит духу иудаизма.