АФОРИЗМ ДНЯ

Для (про) тело:

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Подвижный, быстрый человек
гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
подвержен всем изъянам.

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Ибн Сина (латинизированное Авиценна) (ок. 980—1037) — персидский философ, естествоиспытатель, врач, математик и поэт. Автор необычайно популярных на Востоке и Западе трактатов, а также энциклопедии теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки», бывшей много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе.

Когда врач не может принести пользы, пусть он не вредит.Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде — хороший признак; противоположное — дурной.

Лечит болезни врач, но излечивает природа.

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Некоторые больные, несмотря на сознание обреченности, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.

Работа необходима для здоровья.

Устраните причину, тогда пройдет и болезнь.

Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека.

Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему принадлежат сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».

Тысячи и тясячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений.

Первая обязанность врача заключается в том, чтобы не вредить своими руками, не мешать естественному целебному действию природы.

Тысячи и тясячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений.

Ничего лишнего.

Гален (ок. 130 — ок. 200) — древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиология — основа научной диагностики, лечения и профилактики. Гален обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до 15-16 вв. Учение Галена канонизировано церковью и господствовало в медицине в течение многих веков.

Для души: 

Стихи против болезней

Плановая пациентка чего-то застеснялась, пришлось самому лечь на массажный стол. Раздеваться не требовалось. Лег лицом вниз, и доктор резиновым катком стала осторожно ездить туда-сюда по моему позвоночнику.

На обычный массаж не похоже — Светлана не мнет, не растирает кожу. Еле касается. И молча.

Минут через пять (когда я, убаюканный, начал сонно посапывать) вдруг заговорила — стихами:

— Задремали волны.

Ясен небосвод.

Светит месяц полный

над лазурью вод…

Повторила несколько раз. А движения катка чувствую в районе лопаток. Плечи расправились, обмякли, грудь стала дышать свободнее. Такой глубокой релаксации от обычного-то массажа и за полчаса не бывало. От стихов, от катка или от рук доктора?

Каток вроде обычный, хотя внутри магниты, поэтому сильно нажимать не нужно. А вот стихи необычные, будто специально для меня написаны.

— Это строки К. Р. (Константина Романова), написаны лет сто назад, — пояснила Светлана ФИЦОВА, врач больницы Святой преподобномученицы Елизаветы, специалист по арт-терапии. — Обычно я читаю то, что всплывает в памяти, специально стихи не подбираю. Просто настраиваюсь на человека, на его состояние. Вам подошли эти.

Стресс боится хороших слов

— Почему, как вы решили, что стихами можно лечить?

— Не лечить, а помогать выздороветь. Я знала это с детства, от бабушки. Когда чернику собираешь в лесу, устанешь — а она сказку или стишок расскажет, усталость и проходит… Бабушка родилась с врожденным пороком сердца. Врачи говорили, что она сможет разве что платочки стирать. А она всю жизнь тяжелую работу делала. И дожила до ста лет! Поддерживала себя тем, что… читала стихи, особенно когда трудно. Всего два класса закончила, но стихов знала много.

Есть потрясающие японские фото: видно, как свойства воды меняются от слов, которые произносят рядом. От слов на любом языке «спасибо», «любовь», «благо» молекулы выстраиваются красиво — как снежинки, шестиугольниками. Такой бывает вода из целебных источников или крещенская вода. Кстати, китайский иероглиф «вода» подобной формы! Меня поразило материальное воздействие слов — на воду, а значит, и на человека: мы ж на 60–80% из воды состоим.

Вирусы у всех, а заболевает не каждый

— Я раньше только родным стихи читала, а тут и пациентам стала предлагать. И по своей практике заметила: от хороших слов стресс уходит, тело расслабляется.

— Это я и по своему состоянию чувствую…

— Проводя массаж, я нашла мышечные зажимы у вас в верхнем отделе позвоночника и «прозвучала» их. Стихи пришли сами, но почему эти, можно и объяснить. Наш эмоциональный мир — как море, бурлит. Когда же ощутишь внутренний покой («задремали волны…»), то внешние бури не страшны. Даже стресс на фоне внутреннего покоя полезен, а не вреден.

— Релаксация — единственный эффект от чтения стихов?

— Когда уходят мышечные зажимы, у человека возникает чувство свободы. Как правило, и здоровый сон налаживается. Это явно видимый лечебный эффект. Если же сон нарушен, уровень защитных клеток, вырабатываемых иммунной системой, резко падает. Вирусы всегда живут с нами, но заболевают не все, а только те, у кого снижен иммунитет. И механизм иммунного ответа зависит от того, что мы чувствуем, что слышим и говорим.

На грудине у нас находится вилочковая железа — главный орган иммунитета (или тимус, в переводе с греческого: «душа», «состояние сознания»). Древние греки гекзаметры читали спортсменам перед соревнованиями, чтобы настроить ритмическую систему. Я советую читать гекзаметры астматикам, он задает четкий ритм дыхания — короткий вдох и длинный выдох. И бег, кстати, им помогает по той же причине: тренирует дыхательную систему. Полезны гекзаметры и тем, у кого тахикардия, нарушения сердцебиения или дыхания. Не только Гомер, но и Пушкин, русские поэты XIX и XX веков.

Ямбом — по гриппу?

— А другие размеры стихов?

— Пятистопный ямб («Мороз и солнце, день чудесный!..») излучает солнечный свет, выносит вверх, поднимает настроение. А хорей («Буря мглою небо кроет…»), наоборот, тянет вниз и внутрь, помогает закрыться от опасностей, защищает. Хорей — это длинный вдох, а ямб — выдох…

— Их можно «прописать» как рецепт? Скажем, от гриппа читать Тютчева, а при головной боли — Хармса…

— Увы, точных рецептов нет. Вы можете поиграть с ними сами и ощутить значение корня слова, звучание гласных букв. Скажем, «А» делает человека открытым, более контактным (рАдость, вдАль), «О» — как любОвь, как дОм, круглая и добрая, успокаивает, обнимает. А вот «У» — узкая, как пУть, который уходит в глУбинУ. Не кажется ли вам, что «О» — более женская буква, а «У» — мужская?

А самое главное: то, что мы говорим, строит наше здоровье! Стараюсь подбирать стихи, где максимум благодатных слов. Но исцелять может каждый, хотя бы сам себя — контролируя свою речь. Перестав ругаться и произнося красивые, звучные, добрые слова. Раньше зимой ехала в автобусе, и на стеклах были красивые снежинки. А теперь они исчезли: ругаемся много. Здоровым нельзя быть в одиночку — только все вместе.

(Евгений Голубев. АиФ Петербург)

…Болезнь в человеческом естестве является следствием первородного греха. Частные болезни случаются от физиологических причин; на здоровье человека влияет и его образ жизни, «ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 38: 33–34). И вообще «воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие».

Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере. Святитель Василий Великий пишет: «Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению»…

(ДИАКОН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВ. Православный религиовед, преподаватель Московской духовной академии. Из статьи: СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ)

ИУДАИЗМ:

Несколько выдержек из широко распространенного бытового свода правил ортодоксальной нормы еврейской национальной жизни «Кицур Шулхан Арух»:

1. Забота о здоровье своего тела входит в общую задачу служения Богу. Поэтому еврей обязан избегать всего, что может повредить его здоровью, и прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать и укреплять свое здоровье. Это имеет в виду Тора, говоря: «Берегите же очень души ваши» (Дварим/Второзаконие 4:15).
2. Чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья имеет правильное пищеварение. Прежде всего, не следует есть слишком много: это мешает желудку работать правильно, подобно тому, как большое количество дров мешает огню разгореться. Множество болезней постигают человека только потому, что он или ест то, что ему вредно, или ест слишком много. Известно высказывание одного ученого о том, что если человек съест немного плохой пищи, это не так повредит ему, как большое количество пищи хорошей. В зависимости от возраста, времени года, погоды следует разнообразить свою пищу. В молодости человек должен есть больше, чем в старости; пища, потребляемая пожилым человеком, должна быть более легкой; летом, в жару, надо есть примерно на треть меньше, чем зимой.
3. Многое из того, что сказано в повествовательной части Торы, может и должно служить нам указанием. Так, слова: «В поте лица своего ешь хлеб» (Берешит/Бытие 3:19) обращают наше внимание на то, что полезно для здоровья заниматься физической работой.
4. Полезно питаться, учитывая особенности своего темперамента: следует выбирать пищу по контрасту. Например, человек эмоциональный и вспыльчивый не должен увлекаться острой пищей и алкоголем — ему полезней кислая пища и прохладительные напитки. И наоборот — человек флегматичный должен есть такую пищу, которая пробуждает человеческое тепло.
5. Есть нужно тогда, когда чувствуешь настоящий голод. От этого надо отличать случаи, когда при виде вкусной еды или даже при мысли о ней появляется аппетит — это не что иное, как просто вожделение к еде.
6. Очень вредно есть рыбу вместе с мясом и даже с мясным соусом. Нельзя готовить рыбу и мясо в одной духовке, если одна из этих кастрюль открыта. Между рыбой и мясом надо съесть кусочек хлеба и запить его. Есть также обычай не есть рыбу и молочную пищу вместе (однако к сливочному маслу он не относится).
7. Считается крайне нежелательным, чтобы на пищу попала даже капля человеческого пота, так как предполагается, что он чрезвычайно вреден (исключение составляет лишь пот лица). По этой причине нельзя прятать пищу под нижней одеждой. Нельзя брать в рот деньги, так как на них может быть пот от рук, даже своих. Кроме того, они проходят через руки множества людей, среди которых могут быть и больные.
8. Считалось также, что если у человека запах какой-либо пищи вызывает слюну, ее нужно сразу же выплюнуть, ни в коем случае не глотать, так как это может нанести вред здоровью.
9. Не рекомендовалось пить воду и другие напитки из сосуда, который стоял открытым без присмотра даже короткое время.
10. Запрещено есть пищу, которая вызывает отвращение или даже хорошую пищу из посуды, которая человеку неприятна. Этот запрет следует из призыва «Не оскверняйте душ ваших» (Ваикра/Левит 11:43). Нельзя есть грязными руками — это подпадает под тот же запрет.
11. Запрещено говорить о еврее что-либо, что содержит даже намек на возможность несчастья. Например, о человеке, судьба которого неизвестна, нельзя сказать: «Если бы такой-то был жив, он пришел бы или хотя бы прислал весточку о себе». Галаха запрещает запугивать ребенка, — например, сказать ему: «Смотри, кошка (или собака) тебя заберет!» Наш долг следить за своим языком. Очень многие слова могут оказать такое воздействие, которое не предвидишь.

Еврейская культура предписывает уважительное отношение к собственному телу. Человеческое тело — самая чудесная и сложная система во Вселенной. Оно предназначено Богом для высшей цели. Поэтому мы должны ценить и уважать свое тело. Подобающий уход за телом, забота о его чистоте, об одежде — это мицва (религиозная заповедь). В то же время иудаизм предостерегает от другой крайности — преувеличенного внимания к своему телу, когда его из орудия, предназначенного для исполнения Божественных планов, превращают в языческого идола, служащего удовлетворению наших низменных потребностей. Как и во многих других бытовых вопросах, иудаизм следует здесь принципу «средней линии». Как иллюстрация такого подхода в еврейской традиции приводится притча «Исполнение мицвы».

Однажды ученики Гилеля Старшего спросили его, куда он направляется. «Я иду исполнить мицву», — ответил он. В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что Гилель шел в баню. «И это — мицва?» — удивились ученики. «Подумайте только, — сказал он, — римляне назначают специального человека, единственной обязанностью которого является мыть статуи их великих людей, установленные в залах бань и театров. За это им хорошо платят, с ними поддерживают знакомство выдающиеся люди империи. Так неужели тело, дарованное нам Богом, для нас менее важно?»

Однако, если никакие профилактические меры не смогли защитить человека от заболевания, то «Кицур Шулхан Арух» советует осмыслить свои поступки и обратиться к молитве.

Молитва предполагает непосредственное обращение к Богу за помощью. При этом искренность чувств и мыслей, которые возникают из ощущений кризиса ввиду болезни, придают молитве особую силу. Мидраш говорит: «Молитва больного о самом себе ценится больше, чем просьбы других о нем». Мидраш добавляет, что когда человек заболевает, ему как бы говорят с небес: «Хочешь выздороветь? Предъяви свои заслуги». Но если сравнить число заслуг и проступков человека, то итог, может быть, будет явно не в его пользу, а поэтому при недомогании человек, прежде всего, обязан проанализировать свои ошибки и преступления и совершить тшуву (раскаянье). Раскаянье и добрые дела — лучшие адвокаты, которые могут защитить человека в самых тяжелых ситуациях. Традиция утверждает, что даже если 999 ангелов обвиняют человека перед Небесным Судом, а 1 защищает, этого уже может быть достаточно для его оправдания.

Мудрецы говорят, что человек должен постоянно молиться, чтобы не заболеть. «Шмоне эсре» («18 благословений») — основная еврейская молитва, которую читают 3 раза в день, содержит «молитву за исцеление» как самого читающего, так и всех других нуждающихся в этом сынов народа Израиля. «Исцели нас, Господь, и мы будем исцелены; спаси нас, и мы будем спасены, ибо Ты — слава наша. И пошли нам полное исцеление от всех недугов, ведь Ты, Бог, Царь, — Целитель надежный и милосердный. Благословен Ты, Господь, исцеляющий больных народа Своего, Израиля».

Начало благословения — «Исцели нас…» — есть парафраз стиха из книги пророка Иеремии (17:14). В тексте молитвы единственное число из Иеремии: («Исцели меня…») заменено на множественное («Исцели нас…»), потому что все благословения молитвы «Шмоне эсре» посвящены нуждам всего народа Израиля. «Каждому поколению посылает Всевышний хороших врачей, но те не смогут вылечить человека, если Творец Сам не исцелит нас» (Сидур «Аводат Лев» — Молитвенник «Служение сердца»). Считается важным, чтобы тот, у кого в доме кто-то заболел, прочел специальную просьбу о его выздоровлении в своей молитве «Шмоне эсре» (добавив её в упомянутое выше благословение) и попросил прочитать во время общественной молитвы особую молитву — «Ми ше-берах». Так как эти действия усиливают озабоченность одних евреев о судьбе других, они ведут к исправлению мира, и через это — к выздоровлению больного.

Цдака (пожертвования) — это еще одно средство оправдать человека перед Небесным Судом.

Наконец, когда человек опасно болен, добавляется еще один метод: изменяют имя больного (или, по принятому уже в наше время обычаю, имя не заменяют, а «дополняют»: мужчине к его прежнему имени прибавляют имя «Хаим», а женщине — «Хая» (значение обоих — «жизнь»). Обычно новое имя ставят первым.

(Ольга Ефимова. Иудаизм и этические проблемы медицины. Маханаим — еврейский культурно-религиозный центр)

ИСЛАМ:

 «Клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, что Аллах не предопределяет для верующего ничего, кроме того, что является благом для него»

 (Сахих аль-джами‘ 3985).

«Не перестанут лишения постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе и в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов»

(аль-Бухари в «Адабуль-муфрад» 494, ат-Тирмизи 2399 подтвердив достоверность (хасан-сахих), Ибн Хиббан в «Сахихе» 2913, аль-Хаким в «Мустадрак ‘аля сахихайн» 346/1)

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (аль-Бухари, 5641)

«Когда Аллах желает блага для своего раба Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня»

(Достоверность подтвердил ат-Тахауий в «Шарх мушкилиль асар»2050, также привел имам Аль-Хаким в «Мустадрак ‘аля сахихайн 608/4, ат-Тирмизи 2396, который назвал его достоверным (хасан)).

Послушай, о нетерпеливый больной!

Терпи и будь благодарен Всевышнему, ибо каждая минута поклонения Ему, совершенная в болезни, может быть приравнена к долгим часам смирения и покорности в дни, когда ты здоров и полон сил. Разве не слышал ты раньше о двух видах поклонения?

Одно из них предписано самим Творцом в Священном Коране: это молитва, пост или другие известные обряды. Второе же — не столь строго, но часто обладает огромной силой, ибо совершается в минуты болезни и бед, через которые человек во всей полноте осознает свою беспомощность и слабость. Обращаясь с просьбой о защите к Всевышнему Создателю и ища Его поддержки, человек совершает поклонение внутреннее — чистосердечное и искреннее.

Согласно достоверным хадисам, дни болезней верующего считаются поклонением уже и тогда, когда он не жалуется на Всевышнего Аллаха. Более того, достоверно известно, что есть такие терпеливые и восхваляющие Всевышнего Творца люди, минута болезни которых равносильна одному часу поклонения. Будь же благодарным Аллаху за то, что по причине болезни одна минута твоей земной жизни может равняться тысячам минут жизни вечной. Инша Аллах, это облегчит твои страдания!

Послушай, больной, ищущий средство от страданий!
Существует два типа болезней — болезни истинные и болезни мнимые. В огромной лаборатории окружающего нас мира для каждого страдания Всевышний создал средство избавления от него и каждой трудности противопоставил облегчение. Использовать лекарства разрешено Шариатом, однако необходимо помнить, что исцеление и помощь идет только от Создателя, утешение и исцеление — от Него.

(ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕКАРСТВ. Бадиуззаман Саид Нурси.  Перевод с турецкого: М. Г. Тамимдаров. Эта брошюра написана как лечебное средство, утешение, духовный рецепт, а также как визит к больному и пожелание ему скорейшего выздоровления)