АФОРИЗМ ДНЯ

Для (про) тело:

Не корми словами вместо хлеба.

(Аристофан)

Когда слишком много сил тратится на обещания — слишком мало остается на исполнение

(К. Симонов)

Люди дают много обетов Богу, не думая об ответственности и не обдумывая сказанное ими…

(Владимир Борисов)

Каждое неисполненное обещание-это безводное облако,ненаточенная сабля и бесплодное дерево.

(Ас-Самарканди)

Тёрдо пообещал, что никогда больше не будет обещать того, что не сможет выполнить. Позже оказалось, что само обещание не обещать невыполнимого, как раз и не вошло в это обещание.

(Юрий Татаркин)

Для души: 

Ты обещал и замолчал…

Ты обещал и устранился…

Ты обещаньем отдавал,

Ты обещанием трудился.

Но сроки уж прошли — молчишь,

Но сроки уж прошли — забыто,

Какие мысли ты таишь?

Что от других тобою скрыто?

А ведь, и это грех земной,

А ведь, и это испытанье,

И тоже будешь бит Судьбой

За ложь, что в виде обещанья.

За то, что сеял ты мираж,

Других обманывал надежды,

А после проявил кураж

И безответственность невежды.

За то, что дал себе покой,

За то, что предал так другого,

Пусть умысел твой был незлой

И пусть смягчало твое слово.

Но что в итоге? Ничего.

Ты временем в пути прикрылся,

Чужим доверием… и что?

В итоге просто удалился.

О, сколько ж здесь греховных черт,

О, сколько непреодоленья,

О, сколько ж предпринял ты мер,

Чтобы найти себе спасенье.

О, сколько ж ты не дорожил

Чужим доверием и словом,

И непременно заслужил

Себе греховные оковы…

Когда не можешь — говори,

Когда не в силах — объясняйся,

Не устраняйся, не молчи,

Смотри в глаза, а надо — кайся.

Причины все, как видишь ты,

Скажи другому без утайки,

И вновь, и снова повтори,

Чтоб не было молчанье тайной.

Иль страх тобою овладел?

Иль стало жаль с своим расстаться?

Иль лжи не чувствуешь предел?

Иль сам желаешь наслаждаться?

Когда не можешь, то молись,

Когда не можешь, объясняйся,

Отцу в молитве преклонись,

Но никогда не устраняйся.

Отвергни меркантильный ум,

Очисти мысли и желанья

И полон будь немалых дум —

Исполнить точно обещанье.

Войди в себя, ищи с Отцом,

В себе доверься лучшей мысли

И так твори себя с Творцом,

Чтоб обещанья не повисли.

Пусть ты не все в пути учел,

Пусть ты не все в пути предвидел,

Но объяснив, ты приобрел,

Смолчав — ты боль дал и обидел.

Бог видит все, Бог Знает все,

Бог правит всем, Бог даст в сознанье,

И понимание твое

С Отцом осилит испытанье.

Бог даст другому все понять,

И если надо, даст прощенье,

Или позволит отдавать,

Иль обещанью даст забвенье.

У Бога множество дорог

Для тех, кто путь свой не осилил,

И Бог не будет слишком строг,

Когда несоизмерил силы,

Когда иль в страхе, иль в нужде,

Иль в гордости и самомненье,

Иль в дружбе или же в вражде

Дал обещаньем утешенье,

Иль обещанием отвел,

Иль обещанием заставил…

Но сколько б ни сказал ты слов,

Бог знает, где и в чем слукавил,

Где знал заранее, где — нет,

Где обещал себе в угоду,

А где хотел оставить след

Иль ложью дать себе свободу.

Но помолись, но преклонись,

Но объясни, как есть, другому,

Иль помоги, иль поделись…-

Пойди по Божьему Закону.

Несовершенная душа

В сем мире склонна к обещаньям,

Но более себя любя,

Творит себе же путь к страданьям.

И обещанием ее в свой час утешат и — оставят,

И сверх, и более того…

Скорей отнимут, не прибавят…

Ведь, обещанье — частый грех,

Всегда надеждой обласкает,

И обещает вам успех,

Но… меркантильно не теряет.

Идет на поводу страстей,

Упрямства, глупости, коварства

И добавляет вам цепей,

И добавляет вам мытарства…

Пусть будут помыслы чисты

И обещания надежны,

Будь искренним и будь простым,

Мысль не опутывая ложью,

Старайся все соизмерять,

Свои возможности и силы

И устремляйся отдавать,

Ведь, обещанья — путь усилий.

О, сколько качеств ты взрастишь,

Когда одно лишь одолеешь,

Начни сегодня, в этот миг,

Исполни — и тогда посеешь.

Молись Отцу, чтобы помог,

Чтобы за слово был в ответе,

Трудись, чтоб исполнять все в срок,

И путь твой станет чист и светел.

(Маркова Наталия Федоровна)

Для духа:

Хронологически не совпадает, но тема совпала…

Йом Кипур. Время освободиться от словесной шелухи

Самая первая, торжественная молитва Йом Кипура – «Коль Нидрей». Это молитва освобождения от обетов, в ней есть такие слова: «Пусть будут они упразднены, отменены, пусть станут недействительными… Пусть обеты наши не будут обетами, запреты наши – запретами и клятвы – клятвами». Испокон веков это служило поводом для различных домыслов и наветов; евреев обвиняли в жульничестве и хитрых сделках с Вс-вышним. Доходило до смешного: в судах евреев даже заставляли приносить специальную клятву, сформулированную так, чтобы нельзя было «отвертеться» с помощью молитвы освобождения от обетов. По сей день на форумах активно обсуждают цитаты из «Коль Нидрей» и задаются вопросом, «можно ли верить евреям?»Каков же истинный смысл молитвы«Коль Нидрей»? Об этом мы беседуем с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером.

— Рав Певзнер, каков Ваш ответ антисемитам?
— Действительно, те, кто нас не любят, используют текст молитвы «Коль Нидрей» как повод для очередных обвинений. Но эти обвинения нелепы. В иудаизме отношение к обетам самое серьезное. Существует непреложный принцип: «Моцесфатехатишмор» – «То, что вышло из уст твоих, исполняй».

— Почему же тогда мы освобождаемся от обетов во время молитвы Коль Нидрей? И еще раньше, перед праздником Рош Ашана, совершаем обряд «атаратнедарим» – «аннулирование обетов»?
— Ответ очень простой. В это время мы освобождаемся лишь от тех обетов, что касаются взаимоотношений между человеком и Б-гом. Если вы пообещали что-то другому человеку, ничто не может вас от этого освободить. Обещали – обязаны выполнить! Например, вы не можете взять в долг деньги, пообещать вернуть, а потом аннулировать этот обет перед Йом Кипуром! Это очень серьезный момент. Надо очень внимательно относиться к своим словам, ведь если вы дали обещание другому человеку, назад его уже не возьмешь. Именно поэтому в еврейской традиции есть обычай говорить блинедер – «без обета» в том случае, если вы не уверены, что сможете выполнить то или иное намерение в отношении другого человека. Например: «Блинедер, я принесу тебе эту книгу». Или: «Блинедер, я куплю тебе это пальто». Это делается для того, чтобы не выйти обманщиком, если запланированное не удается выполнить. И чтобы собеседник понимал, что ему ничего не обещали – только высказали намерение.

— А если пообещали Б-гу? Это обещание можно так легко расторгнуть? Несправедливо как-то…
— Давайте сразу внесем ясность. В Талмуде сформулирован важнейший принцип: настоящим, серьезным обетом может считаться лишь такой обет, при котором «пиввэлибошавэ» – «уста и сердце находятся на одном уровне». Если вы обещаете что-то Б-гу обдуманно и целенаправленно, и при этом у вас имеется точное понимание ситуации, такой обет расторгнуть нельзя. Например, у вас в руках большая сумма денег и вы приняли решение пожертвовать ее часть на святые цели – это серьезный обет, недер. Расторгнуть его нельзя. Если же вы думали, что на счету у вас десять тысяч долларов,и исходя из этого решили пожертвовать часть суммы, а потом выяснилось, что партнер по бизнесу разорился и не перевел вам эти деньги, от такого обета можно освободиться. Ведь вы дали это обещание, исходя из неправильного понимания ситуации. Или, например, вы пообещали Б-гу ежедневно вставать на полчаса раньше и учить Тору… но забыли предусмотреть, что, возможно, в какой-то день у вас будет болеть голова. Бывает и такое: человек бахвалится перед друзьями и невольно обещает больше, чем в состоянии сделать… Именно от таких обетов мы освобождаемся, когда читаем «Коль Нидрей».

Послушайте