Родительские субботы. Поминовение усопших

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа». Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей.

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ МЯСОПУСТНАЯ СУББОТА

Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших»…

2-я, 3-я, 4-я СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Кроме вселенского поминовения усопших, совершаемых в субботы мясопустную и Троицкую, Церковь совершает вселенские панихиды и субботние дни 2-й , 3-й  и 4-й  седмиц Великого поста. В эти дни Церковь направляет нас к прилежным молитвам об оставлении «вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся человек и вечном их упокоении со Святыми». В обычное время непрерывные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения) совершаются ежедневно…

РАДОНИЦА

Из панихид, которые не относятся к вселенским, но тщательно соблюдаются, одна совершается после праздника Пасхи, во вторник Фоминой недели. Поминовение усопших в этот день творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими…

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ
26 апреля/9 мая

Помяни, Господи, души всего народа православных христиан, и же на ратех побиенных и в полцех уязвленных, умерших и во градех и в селех, и во всех боех оружием и мечем убиенных, и огнем сожженных, скончавшихся и всяческими погублеими погубляемыя от руки безбожных, от литвы, от татар и от немец и от всяких разных языков, от междоусобныя брани насильственною смертию скончавшихся и во благочестии умерших.

ТРОИЦКАЯ СУББОТА
(перед Днем Святой Троицы).

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Он говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24).

ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА

(в субботу перед 26 октября по ст. ст.)

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Евангелие, чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

с сайта «Православие и мир»

Протоиререй Сергий Николаев

Даже самая малая молитва много значит

Казалось, много ли может наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить? Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сеpдцeм, кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило, опыт. И потому позвольте предложить вам историю, которая когда-то раз и навсегда убедила меня в том, что наши поминовения необходимы усопшим, и что никогда нельзя пренебрегать возможностью помочь им своей молитвой. Случилось это много лет назад. Подвизался я в то время певчим в двух московских соборах, а в отпуск, как обычно, поехал в деревню, откуда родом был мой прадед. Родные места, где все про всех и все знают. Поэтому и я знал, у кого можно позаимствовать лодку, необходимую мне для рыбалки. Через три дома жил Николай, по-уличному – Колька Бычок, к нему-то я и отправился со своей просьбой.

Прежде это был самостоятельный мужик, хоть и пьющий, но, как говорится, в меру. Однако с тех пор, как вышел на пенсию, меру он эту потерял и быстро сравнялся с теми Деревенскими пьяницами, которые ее никогда и не знали.

В тот год у Бычка умерла мать, и он совсем опустился. Дом его превратился в ночлежку для всякого шатающегося и пьющего люда. Вот и тем вечером, когда я пришел за решением лодочного вопроса, у Бычка сидел (или, вернее сказать, лежал) самый горький из всех горьких пьяниц нашей округи – вор-рецидивист Борька.

Избу тети Дуни, всегда ухоженную и уютную, было не узнать. Мебели в горнице никакой не было, приятели сидели на полу, на обрезках каких-то досок. Но печальнее всего глядели из углов пустые полки от икон. Бычок без слов понял мой вопрос. «Гуляли после похорон долго, ничего не помню. Может, унес кто. А может, я сам продал. Вон, только и осталось», – он кивнул в сторону угла. Там на голой доске лежала большая фарфоровая лампада, сквозь маслянистую грязь и копоть кое-где проглядывала позолота. Из любопытства я взял ее в руки. Сложная, как бы витая форма, ни одного скола, даже фарфоровые ушки для цепей целы, только позолота кое-где стерлась. Я уже хотел положить лампаду на место, но не выдержал: «А тебе она нужна? Может, продашь?», – спросил я Бычка. Бычок немного подумал. «Да ты так бери. Без денег», – сказал он.

Я растерялся. Было заметно, что мужики мучаются с похмелья и денег, скорее всего, у них нет. «Бери, бери, – подал голос Борька, ты тут один В церковь ходишь, хоть помолишься когда о нас. За нас ведь никто не молится».

Такого поворота я совершенно не ожидал. Тем временем хозяин поднялся и стал что-то искать по подоконникам и на полках: «От нее еще стаканчик был, такой белый… Только где он!» Борька принялся ему помогать. Совместными усилиями стаканчик был найден. Нашлись также и старинные латунные цепи для лампады. Угрюмые поначалу мужики повеселели, завернули в какой-то лоскут свой подарок и провожали меня так, словно они, а не я, получили его.

Прошло несколько лет, лампада прижилась у меня в доме, ее повесили перед иконой святителя Николая. Она напоминала мне о просьбе

Поминать Бориса и Николая. Однажды сынишка, спутав бутылки, залил в лампаду какой-то горючей жидкости, и она вспыхнула. Только чудом не случилось пожара, но матовый белый стаканчик с окошками лопнул, и на его место пришлось поставить новый.

А через какое-то время пришло известие, что Колька Бычок умер, как раз за несколько дней до этого происшествия. Может, и не связались бы эти дв a события – лопнувший стаканчик и смерть Николая, вместе, если бы через год не погиб Борис. Нашли его убитым ранней весной, в каком-то заброшенном доме. Зная его жизнь, местные, как их называют, «органы» не стали допытываться, как и в какой из зимних дней она окончилась. Его просто похоронили, когда мне позвонили с просьбой помолиться о новопреставленном Борисе и рассказали историю его смерти, то я сразу вспомнил, как февральским вечером прямо на глазах у нас неожиданно сорвалась с u цепочки витая лампада и разбилась на маленькие осколки. Возможно, это был тот самый день, когда Бориса убили, и ему было необходимо напомнить о себе. У Господа нет ничего случайного.

Этот случай, вернее, эта цепь событий, не может не навести на размышления. За ними видны великая любовь и великое милосердие Божие ко всякому человеку. Чтобы оживить молитвенное внимание к двум бедолагам, Господь посылает Ангела и разбивается подаренный ради молитвы стаканчик, падает лампада. И еще для меня это – урок, который дал мне осознать, как нужна ушедшим молитва даже одного человека! Давно нет у меня перед глазами похожей на золоченую раковину лампады, но урок этот остался со мной.

 Поминовение умерших – дело благодатное

Поминальные молитвы необходимы не только умершим. Молитва есть дело милосердия, и Господь особенно благоволит к молящимся о других. Как-то в голодные годы один диакон, отчаявшись от попыток как-то достать продовольствие, спросил священника: «Батюшка, а как вы-то устроились с продуктами?» «Да меня покойнички кормят», – ответил священник. Оказалось, он часто ходит на кладбище и служит там панихиды на разных могилках. «Хочешь, пойдем сегодня вместе?», – предложил он диакону. Тот согласился и тоже отправился на кладбище. Отслужили они панихиду, а когда диакон вернулся домой, на крыльце его стоял мешок с пшеницей. Этот дар неизвестного доброхота и помог диакону пережить голод.

Когда мы поминаем людей, ушедших с грузом грехов, то своими молитвами приклоняем к ним милость Божию. А когда мы молимся о упокоении людей достойных, чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, то они, в благодарность за наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.

Эта история произошла в семье нашего прихожанина. Отец его имел в Москве квартиру, которую много лет сдавал, так как жил обычно у кого-нибудь из своих взрослых детей в Подмосковье. Деньги же за квартиру шли на поддержку того члена большой семьи, кто особенно нуждался в отцовской помощи. Когда стало заметно, что o т e ц приближается к рубежу своих дней, квартиру решили приватизировать. Но тут выяснилось, что семья, снимавшая ее, уже давно это сделала. Как ни пытались истинные владельцы отстоять свои права, сделать ничего было невозможно. Им так и говорили во всех инстанциях. Но родственники все же наняли адвоката.

Тут, исчерпав свой срок, тихо ушел из жизни отец. Про адвоката просто забыли. Отпевание, похороны, поминки, устройство могилы, крест. Через год дети решили сменить надгробный крест на могиле отца. А тот, что остался не у дел, рассудили отвезти на могилу прадеда под Каширу, откуда они были родом. Вспоминали, что отец часто говорил им: «Вы поминайте деда Титу, он наш корень». дед отца – Тит, по-домашнему Тита, был, по рассказам, человек особенно благочестивый и набожный. Был он одновременно деревенским старостой и старостой в церкви, уважаемый односельчанами и многочисленной родней. Память и почитание деда Титы были семейной обязанностью, усвоенной с детства всеми правнуками. Заменив обветшавший крест на могиле прадеда, правнуки и Богом данные родственники (среди них два священника) отслужили панихиду. И только умолкли последние слова, как раздался телефонный звонок. Звонил адвокат, от которого уже год не было ни слуху, ни духу, и про которого просто забыли: «Поздравляю, ваше дело о квартире выиграно в суде». Вот такая история с панихидой по деду Титу.

Молитва за других – особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память.

У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с вами будет милость Господа.