Коллекция поводов

5 декабря

Месяцеслов на этот день:

Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии. Блгв. кн. Михаила Тверского. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмч. Герасима. Прп. Параскевы исп. Мц. Кикилии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима. Мч. Менигна. Мч. Прокопия чтеца. Мчч. Агапия. и Агапиона. Прп. Агаввы исмаильтянина. Прав. Михаила воина, болгарина. Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского. Свт. Каллиста II (Ксанфопула), патриарха Константинопольского. Мч. Максима, стража темничного. Мч. Фаддея. Мц. Киприны.

Далее по материалам сайта: http://www.calend.ru/:

День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой

День воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой 1941 года установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

Контрнаступление началось 5—6 декабря 1941 года на фронте от Калинина до Ельца. Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер. Несмотря на отсутствие превосходства в живой силе и технических средствах, на сильные морозы, глубокий снежный покров, войска левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов уже в первые дни контрнаступления прорвали оборону противника южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезали железную дорогу и шоссе Калинин — Москва и освободили ряд населенных пунктов.

Одновременно с войсками, наступавшими северо-западнее Москвы, перешли в контрнаступление войска левого крыла Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов. Сильные удары войск Красной Армии по фланговым группировкам группы армий «Центр», предназначенным для окружения Москвы, заставили немецко-фашистское командование принять меры по спасению своих войск от разгрома.

8 декабря Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всем советско-германском фронте. Группа армий «Центр» получила задачу любой ценой удерживать важные в стратегическом отношении районы.

9 декабря советские войска освободили Рогачево, Венев, Елец, 11 декабря — Сталиногорск, 12 декабоя — Солнечногорск, 13 декабря — Ефремов,  15 декабря — Клин, 16 декабря — Калинин, 20 декабря — Волоколамск.  25 декабря советские войска на широком фронте вышли к Оке. 28 декабря был освобожден Козельск, 30 декабря — Калуга, в начале января 1942 года — Мещовск и Мосальск.

К началу января 1942 года войска правого крыла Западного фронта вышли на рубеж рек Лама и Руза. К этому же времени войска Калининского фронта вышли на рубеж Павликово, Старица. Войска центра Западного фронта 26 декабря освободили Наро-Фоминск, 2 ноября — Малоярославец, 4 января — Боровск. Успешно развивалось контрнаступление на левом крыле Западного фронта и в полосе Брянского фронта (воссоздан 18 декабря 1941 в составе 3-й, 13-й и 61-й армий; командующий генерал Я. Т. Черевиченко, член Военного совета А. Ф. Колобяков, начальник штаба генерал-майор В. Я. Колпакчи).

Войска Брянского фронта во взаимодействии с войсками левого крыла Западного фронта к началу января 1942 года достигли рубежа Белев, Мценск, Верховье. Это создавало благоприятные условия для окружения группы армий «Центр».

Международный день добровольцев

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (International Volunteer Day for Economic and Social Development) или коротко и понятно — Международный день добровольцев (International Volunteer Day).

Добровольцы (а впоследние годы все чаще можно услышать трансформированное из английского — волонтеры) — это люди, которые тратят свое свободное время на благо общества. Сферы деятельности, в которых можно увидеть безвозмездную работу добровольцев, поистине многочисленны и разнообразны.

Например, такие люди добровольно вызываются помогать убирать общественную территорию, распространять плакаты или брошюры социальной кампании, готовы бесплатно проводить экскурсии по родному городу, быть переводчиками на больших международных спортивных соревнованиях. Более того, добровольцы помогают персоналу в детских домах и домах престарелых, спешат на помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий.

И общество, несомненно, нуждается в результативном труде волонтеров. ООН постоянно призвает государства принимать меры в целях повышения осведомленности о важном вкладе службы добровольцев, и тем самым побуждать еще больше людей во всех сферах деятельности предлагать свои услуги в качестве добровольцев как на родине, так и за рубежом.

В свою очередь, во Всемирной декларации добровольцев сказано, что они имеют право посвящать свой талант, время, энергию индивидуальным и коллективным акциям, не ожидая за это вознаграждения.

День Ашура

Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.

Десятый день первого месяца мухаррам мусульманского календаря — день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда — Хусейн (626—680).

Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа. Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению.

Язид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Ефрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Язида халифом.

В самых больших городах штата Гуджарат на улицы выходят длинные процессии верующих, сопровождающие «тазии» — уменьшенные копии гробницы Хусейна и ведут коня (в память о коне Хусейна). Такая практика была начата Амиром Тимуром, который вторгся в Индию в 1398 году. Тимур построил первую модель гробницы после возвращения в Самарканд из паломничества в Кербелу.

Процессии «тезии» проходят под аккомпанемент оркестров, играющих заунывные мелодии. На специальных платформах размещаются гимнасты и акробаты, многочисленные приверженцы. Частью празднеств являются также драматические представления, воскрешающие эпизоды трагедии давних лет.

День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-хдневного поста (9—10-го, 10—11-го или 9—11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626—680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение.

Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.

Изначально же, на день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса и его последователи спаслись от преследования фараона).

Бхагавад Гита Джаянти — День явления Бхагавад Гиты

«Бхагавад Гита», состоящая всего из семисот четверостиший, переведена на множество языков мира и имеет огромное количество комментариев (более 600).Большинство этих комментариев толкуют Бхагавад Гиту исторически, представляя Кришну как незаурядную историческую личность, или философски, представляя Курукшетру как тело, Кришну как душу, братьев Пандавов как чувства, а Кауравов как пороки. Однако, Бхагавад Гита как она есть, буквально – это «Песнь, пропетая Богом».

Бхагавад Гиту нельзя отделять от древнего эпоса «Махабхарата» (санскр. «Великое Братство»), частью которой она является. Вся «Махабхарата» состоит из 100 тысяч четверостиший, и потому является самым большим и самым древним стихотворным произведением.

Согласно Махабхарате, Кришна явился на Землю как сын Васудевы, чья сестра Кунти вышла замуж за царя Панду. Панду погибает, оставляя Кунти с пятью сыновьями Пандавами. Именно им по закону должен достаться трон, однако, их слепой дядя Дхритараштра жаждет власти для своих детей и потому разделяет Пандавов от Кауравов (и те, и другие – потомки великого царя Куру). Такое мышление, разделяющее царевичей на «сыновей Панду» и «моих сыновей», было несвойственно не только царям, но и людям того времени вообще. Дхритараштра не желал видеть своих эгоизма, сепаратизма и демонизма. Его духовная слепота как раз была очевидной причиной для битвы.

Прямо перед битвой колесница лучшего воина Пандавов Арджуны, управляемая лично Шри Кришной, выехала между двух армий. Тут-то и состоялся знаменитый диалог, в котором Арджуна задавал вопросы Самому Кришне ради блага всех людей. В этом диалоге обсуждаются различные системы йоги и различные дхармы (и то, и другое понятия можно перевести как «религия», однако это будет не совсем точно: йога – от санскр. «соединение, связь», а дхарма – от санскр. «религиозный долг, предназначение»).

Однако, Шри Кришна, понимая, что сердце Арджуны чисто от зависти и преисполнено преданности Богу, раскрывает Арджуне науку достижения высшего совершенства через любовное преданное служение.

Поскольку Бхагавад Гита является квинтэссенцией ведической мудрости, день, в который она была поведана, является настоящим праздником. В этот день вспоминают самые любимые стихи из Бхагавад Гиты, дарят ее лучшим друзьям или знакомым, которые оценят ее по достоинству, прославляют Шри Кришну и Его преданного Арджуну.

В этот праздник на самом деле понимаешь, что Бхагавад Гита – это древнее, но нестареющее произведение, способное заинтересовать как искушенного в философии человека, так и ищущего ответы на многочисленные вопросы, к которым побуждает сама жизнь.

Справка. Курукшетра – округ, расположенный к северу от Дели, священное место индуизма, где, по преданию «Махабхараты», произошла битва между пандавами и кауравами, двумя кланами одного царского рода. Курукшетра (санскр. кшетра – поле) получило свое название в честь царя Куру, который вспахал его золотым плугом во имя духовного блага всех живущих. Священное поле Курукшетра упоминается в древних Ведах и Махабхарате как место жертвоприношений богам. Но наибольшую известность ему принесла великая битва, которая состоялась в 3102 году до н.э. Согласно сохранившимся свидетельствам, битва длилась 18 дней, а количество погибших составило около 640 миллионов человек. На этом сражении присутствовал Кришна – Сам Господь, который воплотился на Земле, и здесь прозвучал самый известный религиозный диалог всех времен – «Бхагавад-гита» («Песнь, пропетая Богом»).

Гаханбар, посвященный Атару

Праздники зороастризма. В году празднуется 6 праздников, называемых Гаханбар (Gaahanbaar), каждый из которых длится 5 дней. Слово Гаханбар можно перевести как «время хранения, сбережения», например, фруктов или злаков (Gaah — время, Anbaar — хранение, сбережение).

Гаханбар, посвященный Атару — Небесному огню — празднуют 5 декабря, когда Солнце находится в 13 градусе Стрельца.

Божественный свет — Атар — пребывает во всех явлениях и связан, прежде всего с сотворением всего сущего. Поэтому праздник предполагает торжество всех творческих людей, выражение духовного единения.

На закате сжигают все лишнее. Устраивают домашние алтари. Гадают по священным книгам. Зарывают символические ключи и клады для потомков.

Зажигают 6 огней.