Коллекция поводов

13 января

Месяцеслов на этот день:

Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни. Сщмч. Михаила пресвитера.  Мч. Петра. Прп. Геласия. Свт. Петра Могилы, митрополита Киевского. Прп. Иринея. Мчч. Гавдентия, Олимпиодора, Неми и Мартины. Мч. Вусириса. Свв. Гаия и Саламина. Мцц. 10 дев в Никомидии.

Далее по материалам сайта: http://www.calend.ru/:

День российской печати

13 января в России отмечается День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась и в Москве, и в Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия — «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские».

С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий.

После 1917 года День российской печати был перенесен на 5 мая — день, когда вышла в свет главная советская газета «Правда» — и переименован в День советской печати.

Только в 1991 году Постановлением Президиума ВС РФ № 3043-1 от 28 декабря «О Дне российской печати» дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной — 13 января.

Примечательно, что 13 января 1830 года вышел в свет первый номер «Литературной газеты».

Лори

Лори (Lori или Lohri) празднуется ежегодно 13 января в Северной Индии (Пенджабе).

Во время этого праздника зажигаются костры как символ окончания суровой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (Agni — огонь). Вокруг костра совершается парикрама (parikrama) — костер обходят по часовой стрелке и повторяют фразу: «придет благополучие, и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад — пища, предлагаемая богу и подарки.

Приход Лори отмечается членами семьи постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования.

Этот «выкуп» называется Дулха Бхатти, а песня — это плата за него. День, следующий за Лори, называется Маги (Maghi), он знаменует приход месяца Мага, то есть, марта. В этот день считается благоприятным совершить омовение в реке Ганг. В этот день также готовят сладости, как правило, сладкий рис.

Во время праздника Лори можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра. В танце принимают участие только мужчины.

День святого Кнута в Швеции

13 января в Швеции отмечается День святого Кнута (Tjugondag Knut). В русскоязычной литературе встречается употребление имени Канут, вероятно, произошедшее от английского St. Canute.

День святого Кнута традиционно празднуется через двадцать дней после Рождества Христова у западных христиан. Отсюда и первая часть названия праздника: tjugondag, которая переводится буквально «двадцатый день».

Этот день считается в Швеции и в других скандинавских странах днем окончания Рождества, на что указывает широкоизвестная поговорка:Tjugondag Knut kor julen ut (В день Кнута прогоняется Рождество), а также ее многочисленные вариации:Tjugondag Knut kastas julen ut (В день Кнута выбрасывается Рождество),Tjugondag Knut sopas julen ut (В день Кнута выметается Рождество) и наконец: Tjugondag Knut dansas julen ut (В день Кнута вытанцовывается Рождество).

Последние две пословицы связаны с обычаем выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать народные гулянья.

В разных областях Швеции праздник святого Кнута отмечают по-разному. Самое любопытное действо происходит в областях южной Швеции. Там сооружают из соломы чучело человека в натуральную величину (knutgubbe), одевают на него одежду, незаметно прислоняют к двери соседа и устраивают на улице шум. Когда ничего не подозревавший сосед отворяет дверь, чучело падает в его объятья. К чучелу обычно цепляют записку со словами: «Кнут пришел, Рождество прогнал, не давай ему стоять, к соседу подкинь опять».

Шутника следует поймать и надавать тумаков или раздеть и нарядить в рванье чучела. Если это удается, то, считается, что шутнику весь следующий год будет нелегко — ни одна девушка не согласится с ним танцевать. Если же поймать шутника не удается, следует подбросить чучело другому соседу. Оставшийся к концу ночи с чучелом «остается с носом», и над ним потом смеется вся деревня.

Празднование Дня святого Кнута обычно оканчивается задорной песенкой:

Slut på julen och slut på ljusen
Och slut pa brännvinet i alla husen!

(Нет Рождества и огня в свечах,
нет больше шнапса во всех домах!)

Фестиваль кельтской музыки и культуры

Фестивали кельтской культуры проходят во многих странах, в том числе и в России — в Выборге, Нижнем Новгороде — ко Дню святого Патрика 17 марта, в Краснодаре — в ноябре.

А с 13 по 30 января фестиваль «Celtic Connections» проходит в шотландском городе Глазго (Glasgow). В течение 19 дней и ночей зрители могут посетить более 200 мероприятий, посвященных кельтской культуре и музыке. На фестивале выступают артисты из Великобритании, Канады, США, Франции и Испании.

Помимо потрясающих концертов, «Celtic Connections» представляет «Ток-шоу и дебаты», в котором Ян Андерсен, знаменитый ведущий радио BBC Scotland, беседует с известными музыкантами.

Во Франции, в Лорьяне (провинция Бретань) в начале августа уже более 30 лет проходит самый крупный фестиваль кельтской культуры, грандиозная тусовка, которую сами британцы называют «emvod ar geited»(кельтская ассамблея). На десять дней город превращается в огромную сценическую площадку, на которой выступают потомки галлов, бриттов, скоттов, галлатов, пиктов, гаэлов, эринов.

Концерты, мастер-классы по игре на традиционных музыкальных инструментах, показы национальных костюмов, соревнования по традиционным видам спорта сопровождаются выставками, научными и околонаучными конференциями.

Фестиваль открывается грандиозным Парадом Кельтских Наций — улицы Лорьяны превращаются в подиум для демонстрации фольклорных нарядов, проникающие в самую глубь души звуки волынок подчеркивают исторический колорит действа.

Чтобы как следует познакомиться с кельтской музыкой, нужно обязательно побывать на концерте «Магическая ночь». Он четырежды во время фестиваля проходит на главной спортивной арене города. Лучшие музыканты Астурии, Бретани, Галисии, Ирландии, Уэльса и Шотландии представляют зрителям свои регионы. Все это сопровождается умопомрачительным лазерным шоу.