Коллекция поводов

5 февраля

Месяцеслов на этот день:

Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела. Прмч. Серафима, прмц. Евдокии и Екатерины. Мц. Милицы. Прп. Мавсимы Сирина. Прп. Саламана молчальника. Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского. Прп. Евсевия. Святых отцов VI Вселенского Собора. Собор новомучеников и исповедников Российских. Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского. Собор Костромских святых. Св. Феодора Стефанита. 2 мчч. Парийских.Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Далее по материалам сайта: http://www.calend.ru/:

Апокриес — масленица в Греции

Каждый год в феврале в Греции проходит трехнедельный карнавал — Греческая масленица! Свое название — «апокриес» — праздник берет от названия сезона, в который у крестьян заканчивалось мясо: «апо креас» — «без мяса».

Апокриес — это традиция греческой глубинки. Традиционно народные карнавалы проводят в разных районах Греции, где сохранились или были восстановлены древние традиции наряжаться. Так, например, в городах Патра, Ксанти, Серрес, Наусе, Гревена, Фивы, на острове Хиос все содрогается от карнавальных шествий и гуляний. В этих районах сумели сохранить местные обычаи и обряды. В Спарте, Ханти, Кефалинии и других городах проводится парад колесниц и шествия в карнавальных костюмах.

Кульминацией Апокриеса является четверг — «Цикнопемти» — день, когда греки выходят ряженными на улицы городов и бурно развлекаются. В этот день традиционно наедаются жареным мясом перед Великим постом и говорят: «Прощай мясо!». «Цикнизо» в переводе означает «жарить мясо на огне».

Во многих деревнях Греции, особенно на Пелопоннесе, существовал обычай в первую неделю «апокриес» резать свинью. На грудной части выцарапывался крест и зажигались три угля с ладаном. Затем, поедая жареную свинину, все желали друг другу долгих лет жизни. Дети ели вареную свиную печень, празднуя, таким образом, Масленицу.

В дни «апокриес» воскрешались различные суеверия и приметы, распевались веселые и порой непристойные песни, устраивались театрализованные представления, повсюду царил пир и кутеж. Эти праздники помогали народу забыть о различиях в общественном положении, предоставлялась возможность искреннего выражения чувств и желаний. Да и возможность просто порадоваться жизни.

В наши дни карнавал похож на все другие карнавалы. Люди выходят на улицу с хлопушками, серпантином, в масках. Дети и молодежь одеты в разные костюмы, которые продают и дают напрокат на каждом углу. А в старые времена, когда люди еще не путешествовали так много и так далеко и жили каждый в своей деревеньке, празднества носили более народный характер. В эти дни мужчины переодевались в женщин, а женщины — в мужчин. Дети жгли большие костры на дорогах. Ряженые обходили все кварталы города, танцуя и держась за руки.

Заканчивается «апокриес» в Чистый понедельник, в день начала Великого поста. Традиция наряжаться в период Апокриес — древняя, связана еще с язычеством. Поэтому христианство не приветствует карнавала.

День Рунеберга в Финляндии

День Рунеберга отмечают в Финляндии 5 февраля, в день рождения Йохана Людвига Рунеберга (Johan Ludvig Runeberg, 5 февраля 1804 — 6 мая 1877).

Праздником этот день стал еще в начале 1900-х годов. Это не выходной, а торжественный день (liputuspäivä), в который вывешиваются национальные флаги. Причем, вывешиваются не только на административных зданиях. Каждый финн имеет право купить финский флаг, установить перед своим домом шест и поднять флаг в liputuspäivä: в День независимости, День Рунеберга, Калевалы или Матери.

Флаг можно водрузить и в свой собственный день рождения или свадьбы. Такая вот демократия. В календаре Хельсинкского университета День Рунеберга был впервые отмечен как праздничный в 1950 году, когда начали особо отмечать дни, посвященные выдающимся личностям.

Многие стихи Йохана Людвига Рунеберга положены на музыку. Более 320 композиторов написали более 900 произведений на его тексты. В книге псалмов также много мелодий на стихи Рунеберга.

«Рассказы фенрика Столя» — самая известная поэма Рунеберга. Это патриотическое произведение, которое изображает героев войны 1808—1809 годов. В начале произведения впервые было представлено стихотворение Maamme.

Стихотворение Maamme было положено на музыку более 20 раз. Мелодия Фредрика Пасиуса, которая впервые прозвучала в 1848 году, стала официальной национальной песней Финляндии. Она, однако, не закреплена в законах Финляндии, как другие национальные символы, флаг и герб.

Оригинал Йохана Людвига Рунеберга на шведском:
Vårt land, vårt land, vårt fosterland,
ljud högt, o dyra ord!
Ej lyfts en höjd mot himlens rand,
ej sänks en dal, ej sköljs en strand,
mer älskad än vår bygd i nord,
än våra fäders jord!

Перевод Александра Блока:
Наш край, наш край, наш край родной
О, звук, всех громче слов!
Чей кряж, растущий над землей,
Чей брег, встающий над водой,
Любимей гор и берегов
Родной земли отцов?

День святой Агаты

Святая Агата Сицилийская (St. Agatha of Sicily, 231—251) происходила из одного знаменитого рода, проживавшего на острове Сицилия.

После принятия крещения она, из любви к Христу, решила сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана. Когда Квициан, как и прочие кандидаты в женихи, получил отказ Агаты, он возненавидел девушку. Квициан, выполняя распоряжения императора, возглавил волну гонений на сицилианских христиан. Одной из первых была арестована Агата.

Сначала наместник отдал ее в распоряжение одной из распутных женщин, чтобы та своими действиями способствовала лишению девственности Агаты. Когда это не получилось, наместник приказал ее пытать.

В это время на Сицилии произошло землетрясение, в ходе которого погибло много язычников, и тогда испуганный наместник, видя в этом руку провидения, прекратил гонения на христиан. Испуганные палачи прекратили терзать Агату, но та уже, не выдержав пыток, скончалась в тюрьме.

Это произошло 5 февраля 251 года. В свои юные годы святая мученица оставила этот мир со словами на устах: «Господи, который охранял меня с самого детства, вынул из моего сердца любовь к миру и помог претерпеть множество испытаний, прими духа моего». 

Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в городе Катане, где тело святой и покоится до сегодняшнего дня.

Через год после смерти Агаты началось извержение вулкана Этна. Верующие возносили многочисленные молитвы своей покровительнице Агате, и лава обошла город стороной.

Святую Агату считают небесной защитницей от природных катастроф.По древней традиции в День святой Агаты освящается хлеб, соль и вода, благодаря которым место, где они находятся, охраняется от пожаров и ударов молнии. Верующие часто бросают в огонь освященные в ее день хлеб и соль, чтобы охранить свои жилища от бушующего огня.

Начиная с этого церковного праздника, вводятся некоторые ограничения в пище — верующие готовятся к Великому посту.