Коллекция поводов

6 февраля

Месяцеслов на этот день:

Прп. Ксении. Блж. Ксении Петербургской. Мч. Николая. Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия. Прп. Македония, сирийского пустынника. Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина. Мчч. Павла, Павсирия и Феодотиона. Свт. Герасима Великопермского, Устьвымского. Мч. Иоанна Казанского. Свт. Филона, еп. Колпастийского. Прп. Дионисия Олимпийского. Сщмч. Филиппика пресвитера и мц. Варсимы с двумя братьями. Прп. Зосимы, монаха Синайского. Мц. Хрисоплоки.

Далее по материалам сайта: http://www.calend.ru/:

День святого Аманда — покровителя виноделов и пивоваров (День бармена)

6 февраля отмечается День святого Аманда (St. Amand или Amandus, ок. 584—675), одного из великих христианских апостолов, который считается покровителем виноделов, пивоваров, торговцев, а также рестораторов и барменов (bartenders).

Святой Аманд был известен своей деятельностью по евангелизации винодельческих регионов Франции, Германии и Фландрии.

Международный день бармена (International Bartender’s Day) — профессиональный праздник, который отмечается 6 февраля в День святого Аманда, стал во многих странах профессиональным праздником барменов и рестораторов.

В России этот праздник в последнее время тоже прижился и с каждым годом становится все популярнее. Ремесло бармена не случайно удостоилось своего собственного календарного праздника.

Профессия этих людей не менее тяжелая, чем водителей автобусов, учителей и пожарных. Порой бармены проводят на ногах почти целые сутки, помимо этого они отличные психологи, и нередко угадывают любимый напиток клиента с первого взгляда.

Праздник фонарей Юаньсяо в Китае

Праздник фонарей отмечается в 15-й день первого месяца по лунному календарю. Еще в 10 веке в Китае распространился обычай зажигать в эту ночь красочные фонари.

Обычно в центре города развешивали множество фонарей самых разнообразных форм и размеров, похожих на различных животных, на цветы и фрукты.

В деревнях устраивались фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия. Праздник фонарей завершал встречу Нового года.

С 11 века праздник стал в Китае повсеместным. В этот день едят «юаньсяо», которые готовят из клейкого риса со сладкой начинкой и цукатами. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. На этом празднике принято разгадывать загадки, написанные на фонариках.

Праздник фонарей — это китайский день святого Валентина. По древнему обычаю души умерших предков в новый год спускаются на землю, чтобы отметить праздник со своими близкими. А в праздник фонарей они возвращаются обратно. Миллионы фонариков освещают им путь домой.

День саамского народа

Сегодня отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä). Саамы (самоназвание), саами, лопари — народ в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек, в Швеции — 18 тысяч человек, в Финляндии — 4 тысячи человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.

У саамов сохраняется вера в духов — хозяев озер и рек. Существует почитание священных камней (утесов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала 20 века в каждой семье хранились божки— завернутые в материю камешки. Саамы также поклонялись высоким пням (часто антропоморфного облика) — сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).

Саамская мифология близка к финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны — вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (возможно, инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке.

Состав пантеона различался у разных групп саамов, особенно у восточных и западных. Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменен представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека.

Фольклор саамов включает сказки (майнс) для детей: о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, примечательных горах, водных объектах.

День Вайтанги

6 февраля считается национальным днем Новой Зеландии. В этот день в 1840 году на берегу реки Вайтанги (в переводе с маорийского – шумные воды) между британцами и маори был подписан Договор Вайтанги (Treaty of Waitangi). Договор, навсегда посеявший трения между маори и европейскими поселенцами.

История гласит, что к концу 19 века в Новой Зеландии процветала бесчестная торговля и незаконная купля-продажа земли. Серьезная конкуренция, в том числе, исходила от французских иммигрантов.

Британская империя пообещала разобраться с бесчинствами и вернуть маори их землю, а также уравнять в правах с британцами. В обмен на это маори предлагалось принять подданство Великобритании. Договор, включивший эти предложения, был подписан 6 февраля 1840 года между Вильямом Хобсоном (William Hobson,26 сентября 1792 – 10 сентября 1842), первым губернатором Новой Зеландии, представлявшим интересы Британской короны, и вождями маори. В мае 1840 года Новая Зеландия официально вошла в состав Британской империи.

Текст договора был составлен на английском языке и переведен на маорийский. Неточность перевода и отсутствие большого числа юридических и политических терминов в языке маори породили большие разногласия в интерпретации установленных договором прав. Кроме того, не все вожди маори согласились на подписание договора, то есть, не было принято единогласного решения. Сегодня насчитывается большое число противников празднования дня Вайтанги, которые считают договор бесчестным по отношению к маори.

Несмотря на неутихающие споры и трения, день Вайтанги отмечается на территории всей страны. Программа праздника насыщена концертами, презентациями культурного наследия маори, выставками и играми на свежем воздухе. Такой широкий размах праздник приобрел в 30-е годы прошлого века после того, как Лорд Бледисло (Lord Bledisloe), губернатор Новой Зеландии, выкупил участок земли, на котором стоял дом Джеймса Басби (место подписания договора), и в 1934 году подарил его нации в качестве символа объединения всех новозеландцев.

Самые пышные празднования проходят на берегу реки Вайтанги. На рассвете 6 февраля здесь проводится церемония поднятия флага Новой Зеландии. Разыгрывают сцену подписания договора. Маори на традиционных каноэ и корабли новозеландского флота собираются в Бэй оф Айлэндс (Bay of Islands), представители двух сторон высаживаются на берег и собираются на поляне у домика Дж. Басби.

После вступительных речей начинаются празднования. Можно посетить музей, увидеть народные танцы, послушать музыку, посмотреть и даже поучаствовать в традиционных обрядовых церемониях маори.

Снежный фестиваль в Саппоро (Фестиваль снежных фигур в Саппоро)

Несомненно, самыми добрыми и радостными фестивалями в мире можно назвать те, основателями которых стали дети. Снежный фестиваль в Саппоро или Фестиваль снежных фигур в Саппоро относится к числу именно таких фестивалей.

Поводом к проведению ежегодного снежного фестиваля стала инициатива местных школьников средних и старших классов, которые зимой 1950 года соорудили в центральном парке Саппоро 6 фигур из снега. Помимо выставки снежных фигур, в этот год в парке провели бой снежками и карнавал — эти, необычные для Саппоро события, привели на открытие фестиваля более 50 тысяч человек.

С тех пор фестиваль прославил Саппоро, стал визитной карточкой зимнего города, а в самом скором времени стал чрезвычайно популярным мероприятием во всей Японии.

В 1953 году впервые была сооружена снежная фигура высотой 15 метров — Сётен (Возносящаяся в небеса). В 1955 году в фестивале приняли участие войска самообороны Японии, благодаря их помощи фестиваль был проведен с небывалым размахом. В 1959 году, на 10-летний юбилей фестиваля, в изготовлении снежных фигур приняли участие 2500 человек, а о самом мероприятии впервые рассказали по телевидению и в газетах.

Благодаря усилиям средств массовой информации, начиная с 1960 года, на снежный фестиваль в Саппоро приезжает всё больше туристов и участников из всех уголков Японии — популярность фестиваля возрастает «как снежный ком».

В 1972 году Саппоро становится столицей зимних Олимпийских игр, а Снежный фестиваль, проведенный в этот год под девизом «Добро пожаловать в Саппоро!», стал известен далеко за пределами Японии.

В 1974 году Японию потряс «нефтяной шок», но Снежный фестиваль был проведен, как обычно. Из-за нехватки бензина грузовики не могли доставить на место проведения фестиваля достаточно снега, и снегом облеплялись пустые бочки, на основе которых потом сооружались снежные фигуры. В этот же год был проведен первый международный конкурс снежных фигур.

Сейчас Снежный фестиваль в Саппоро проводится на трех площадках и в течении семи дней собирает более двух миллионов человек!

День Боба Марли на Ямайке

День Боба Марли (Bob Marley Day) отмечается на Ямайке 6 февраля — в день рождения музыканта. В последнее время празднования дня рождения артиста вышли за пределы Ямайки. Так, в 2005 году 60-летие и в 2010 году 65-летие Боба Марли отмечались его поклонниками по всему миру.

Боб Марли (Robert Nesta «Bob» Marley, 6 февраля 1945 — 11 мая 1981) — ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Боб Марли родился в бедной семье в сельском районе на Ямайке, умер от рака в Майами в возрасте 36 лет.

Несмотря на то, что со времени его кончины прошло уже тридцать лет, он и сегодня признан самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху, регги приобрел широкую популярность за пределами Ямайки.

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков… Благодаря Бобу Марли музыка регги стала ассоциироваться во всем мире с борьбой за равноправие чернокожего населения.